|
ВЕЙМАР
| |
Веймар (или Ваймар, как название города произносится по-немецки) – святая святых немецкой литературы. Здесь почти 50 лет прожил Гете, чуть поменьше – Шиллер, - это если называть имена, известные каждому. А еще здесь жила целая плеяда немецких литераторов и гуманистов, менее известных в России, чуть постарше Гете: Гердер, Виланд и некоторые другие. Здесь работали Иоганн Себастьян Бах и Ференц Лист, Лукас Кранах и его школа. Здесь же в 1919 году была основана самая влиятельная высшая школа искусств, архитектуры и дизайна ХХ века «баухаус». Веймар буквально переполнен «великим», именно благодаря этому город был провозглашен культурной столицей Европы 1997 года. В реставрацию архитектурного облика города и его многочисленных музеев были вложены колоссальные деньги, Веймар смотрится как живая иллюстрация к немецкой классике.
Веймар невелик – население города всего 60 тыс. человек. При этом Веймар непохож на большинство маленьких немецких городков, - одно- и двухэтажные домики не выглядят провинциально, широкие улицы Веймара вымощены брусчаткой, в городе очень много зелени, парков и бульваров. Город не подделывается ни под Средневековье, ни под современность, оставаясь собой. Собой – это значит дома XVIII-XIX века, неторопливость, яркие фонари на улицах, немножко Средневековья и Ренессанса вокруг рыночной площади и ратуши и, конечно, литература и музыка. По духу Веймар немного напоминает Петербург.
Самое известное здание в Веймаре – дом-музей Гете, достаточно большое здание в стиле барокко, подаренное великому писателю герцогом Карлом Августом. После воссоединения Германии Веймар стал местом паломничества западных немцев, в первую очередь – из-за домика Гете. В доме, фактически еще при жизни поэта ставшем немецкой святыней, сохранена оригинальная обстановка, рукописи Гете, его собрание картин и минералогические коллекции, ничего не менялось и не реставрировалось. К домику прилегает небольшой сад.
Недалеко от дома Гете – дом-музей Шиллера, где поэт прожил три последних года перед смертью (1802-1805). В доме также сохранена оригинальная обстановка.
И оба поэта, принесших Веймару мировую славу, стоят перед Национальным театром Веймара, чуть дальше дома-музея Шиллера по улице Шиллерштрассе. Памятник, выполненный в XIХ веке, стал таким же символом Германии, как Бранденбургские ворота. Гете и Шиллер стоят рука об руку, и, хотя при жизни Шиллер был выше, чем Гете, скульптор изменил пропорции и сделал Гете чуть-чуть выше Шиллера – в признание неоценимых заслуг Гете перед немецкой и мировой литературой.
По улице Риттергассе, мимо музея «Школы баухауса» мы попадаем на Рыночную площадь. Помимо ратуши, здесь стоит домик Кранаха, где художник прожил последний год жизни. А еще чуть подальше, на берегу реки Ильм и возле «Парка на Ильме», который был разбит под руководством того же Гете, - дворец правящей династии герцогов Заксен-Веймарских, ныне – картинная галерея. Что приятно – галерея не подавляет Вас своими размерами, ее можно обойти за 3-4 часа и не устать. Жемчужины галереи – «зал Кранаха» с работами отца и сына Кранахов и их школы, несколько работ Дюрера и немецкая романтическая живопись во главе с Каспаром Давидом Фридрихом.
А на другом конце Парка на Ильме – домик Листа, удивительный маленький музей, который как музей совершенно не выглядит. Под комментарии и информацию о Листе здесь отведена одна маленькая комната, а все остальное оставлено в неприкосновенности с 1886 года, безо всяких табличек и экспонатов под стеклом. Атмосфера, в которой жил композитор, сохранена потрясающе.
|